Суббота, 18.05.2024, 22:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Музыкальный клан

вход на

ФОРУМ

Мини-чат

200



Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Тар

Музыкальный инструмент тар

тар   Среди всего разнообразия струнных музыкальных инструментов особо можно отметить музыкальный струнный инструмент тар, который поражает своими возможностями в руках музыканта - виртуоза. Музыкальный инструмент тар – это струнный плекторный инструмент, распространённый на территории бывшей Персидской империи, где он впервые и упоминается в письменных источниках. В настоящее время музыкальный инструмент тар чрезвычайно популярен в Иране и Азербайджане. В этих странах он является основным инструментом в традиционной национальной музыке. Внешне музыкальный инструмент тар напоминает гитару. Он выдалбливается с цельного куска дерева, преимущественно тутовника, в виде двух соединённых между собой чаш, с так называемой «талией» посредине. Длинная «шейка» (гриф) и «головка» тара изготавливаются из орехового дерева. Вместо деревянной деки (резонатора) тар обтягивается мембраной из кожи. Для неё обычно используют животные пузыри или рыбью кожу. Лады на музыкальном инструменте тар, делают из деревянных колышков, которые фиксируются на грифе инструмента в специальных пазах. Таких основных ладов на таре 22.

  Кроме них устанавливаются ещё 2 или 3 дополнительных лада из камыша. Они наклеиваются у самого корпуса тара и предназначаются для извлечения музыкальных звуков высокой тональности. Традиционно расстояние между ладами – парде (персидский) составляло микрохроматический, (меньше чем полутон) интервал. Более древний – иранский тар имел 6 струн. Позднейшая модифицированная модель азербайджанского тара возникла в начале XIX века и имеет уже 11 струн. Число струн в азербайджанском таре увеличилось за счёт их удвоения. Басовые струны расположены в центре, и они одинарные, а мелодические и парные – по краям. Азербайджанский музыкальный инструмент тар был модифицирован на базе иранского тара известным музыкантом и мастером музыкальных инструментов – Садыхджаном в первой половине XIX века. Его называли «отец тара». Современный музыкальный инструмент тар используется предпочтительно как виртуозный сольный инструмент в национальных ансамблях. Традиционно такой ансамбль, включающий в себя три инструмента - тар, гавал и кяманчу, сопровождал исполнителя народных песен. Называлось такое трио – мугамным и по сей день оно чрезвычайно популярное в современном Азербайджане. Само слово тар на персидском языке означает «нить» или «струна». В древнем Иране музыкальный инструмент тар был достаточно популярен у музыкантов, но он не был единственным струнно-щипковым инструментом, использующимся для музыкального сопровождения исполнителей народных песен и баллад. Для этого использовались также и музыкальные инструменты: дутары, сетары, чахартары, пянджтары и шештары. Последние и стали базовой моделью для создания инструмента тар.
музыкальный инструмент тар   Этот выдающийся инструмент часто упоминали в своих стихах такие известные поэты персидского средневековья как Низами, Омар Хайям, Фирдоуси и другие, что свидетельствует о том, что музыкальный инструмент тар был хорошо известен широкому кругу исполнителей - музыкантов средневекового Востока. Его хорошо знали и применяли музыканты не только в Иране, но и в Турции, Армении, странах Кавказа, на севере Индии и на Ближнем Востоке. После того, как традиционный музыкальный инструмент тар подвергся реконструкции в Азербайджане и поменялся способ игры на нём (с положения «на коленях» - на положение «грудь»), в начале ХХ века выдающийся азербайджанский музыкант и композитор Узеир Гаджибеков, вместе с Муслимом Магомаевым в 1931 году учредили тару главное место в оркестре музыкальных народных инструментов Азербайджана при исполнении нотных произведений народной музыки. Этому способствовал тот факт, что упомянутым выше Гаджибековым была основана и школа нотного исполнительства на струнных народных инструментах что, безусловно, расширило возможности применения музыкального инструмента тар в оркестрах народных инструментов как сольного. Техника игры на таре предполагает использование для извлечения звуков так называемый плектр (медиатор), которым несколькими видами ударов по струнам тара извлекаются долго вибрирующие и непередаваемо чарующие мелодии. Такая техника игры на таре называется «хум». Музыкальный инструмент тар отличается тем, что для игры на нём создавались и создаются отдельные музыкальные произведения. Такой чести удостоилось совсем немного музыкальных народных инструментов… Несомненно, что тар долго ещё будет радовать слух настоящих ценителей народной музыки многих стран Среднего Востока.


Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей


Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

новости
Insert title here