вход наФОРУМОсновное менюМини-чат |
Исторические эпохи в музыкеСредневековье Основу музыкальной мысли средневековья составляет
Григорианский хорал, который, образуя базу всей церковной католической
музыки, складывается в результате отбора и переработки римской церквью
множества местных христианских песнопений. Возрождение Музыкальное Возрождение в своих первоначальных формах
сложилось в 14 веке как направление Арс Нова в Италии и Франции. В
последующем столетии получают самостоятельное развитие различные жанры
светского музыкального искусства, наполненные гуманистическим
содержанием. В пышном и выразительном стиле духовных мотетов и месс
нидерландских мастеров, в праздничном и красочном культовом искусстве
венецианцев обнаруживаются светские гуманистические устремления.
Возрождение дало мощный толчок развитию инструментальной музыки
(вариации, фантазии и др., пьесы для лютни, виолы, скрипки, клавесина,
органа и т.д.) Эпоха Возрождения завершилась возникновением
самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки
и созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории,
сольной песни, с которыми связано утверждение гомофонии и возрастание
роли основных ладов современной музыки - мажора и минора. В то же время
возникает опера, как попытка воскресить античный театр - идея
характерная для всего Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем
расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным
традициям и формам. Существенные изменения происходят и в музыкальной
культуре, которую теперь представляют несколько новых влиятельных
творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся
композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем
(XV век), Жоскен Депре (XVI век) и др. Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке. Вместе с тем развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи. Художественная культура Ренессанса — это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV–XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Кроме того, в них ярче проявляется личность автора, творческая индивидуальность художника (это характерно не только для музыкального искусства), что позволяет говорить о гуманизации как о ведущем принципе ренессансного искусства. В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного. К XV веку складывается так называемая полифония «строгого письма», правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)— так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, в связи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.
Барокко Барокко - стиль вычурный, причудливый. В музыке эпохи
Барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии.
Высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги. Получают свое
развитие такие формы вокальной музыки, как месса, страсти, оратория.
Складываются формы концерта. Появляется жанр concerto grosso. На первый
план выдвигается внутренний мир человека. Музыка эпохи Барокко, Рококо
глубоко самосозерцательна. Сам принцип подхода к музыкальному тематизму
позволяет высветить личность человека как
бы изнутри. Его глубокие философские переживания, его внутренние
мыслительные и духовные события представляют особый интерес для
композиторов того времени и являются основой музыкальной ткани. Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации… Музыка барокко — огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко»). Отголоски стиля барокко — «необарокко» — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос — излюбленная фигура барочной риторики). «Что смерть благочестивым» (фон Хоффмансвальгау), «Что молодость, почет, искусность, блеск наград?» (Грифиус), «Что мне это квинтэссенция праха?» (Шекспир) Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке: 1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде); 2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов); 3) гигантские композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера; 4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх); 5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в
нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это
выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК:
блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам
нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест
Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего
стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический
оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. «Остановись, человек!
Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!»
(Ангелиус Силезиус);6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная
деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,
который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка
барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся
(время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст
темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас,
хоральные прелюдии…; 7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй. В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью: 1) служения Богу; 2) украшения человеческой жизни. «Музыкальная композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе» Вальтер.
Классицизм Каждый человек на протяжении своей жизни переживает самые разные
периоды, создает определенные стереотипы своего поведения и выполняет
часто противоположные правила. Приблизительно так же происходит и с
человечеством в целом. На каком-то этапе своего развития оно считает
главным раскрепощенность и дух творчества, затем приходит к выводу, что
все-таки важнее дух религии и загадочности.… В зависимости от
мировоззрения человечества на том или ином этапе его развития создается и
культивируется соответственная культура. Художественный стиль классицизм (от лат. classicus - "образцовый")возник
в XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о
закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля
стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению
высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойденными образцами
художественного творчества они считали произведения античного искусства,
поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом
противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью,
противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в
том числе и в музыке.В опере XVIII в. классицизм представлен
произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку
этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии
музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга
Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в
Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины
XVIII - начала XIX столетия - венскую классическую шкалу.Классицизм в
музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или
живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции - они почти
неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с
миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума.
Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную
систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые
сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и
радости становились для композитора предметом размышления, а не
переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в
начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров,
форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё
значение до сих пор. Романтизм Романтизм - идейное и художественное движение,
возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и
получившее отражение в различных областях науки и искусства. Интерес к
народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение
народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет
народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие
жанров баллады, песни, танца, программной музыки. Особое внимание к
душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки
(романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и
камерной музыке). Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении,
описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает
условно 1800—1910 годы. Для романтизма в музыке характерно обращение к внутреннему миру человека. Благодаря способности музыки глубоко проникать и раскрывать внутренний мир человека, его переживаний, она поставлена на первое место среди других искусств. Музыка способна выражать непознаваемое, передавать то, что не в силах передать словами. Романтизм всегда стремится уйти от реальности. Прикоснуться к жизни простых людей, понять их чувств, опираясь на музыку -это помогло представителям музыкального романтизма, сделать свои произведения реалистичными.
Импрессионизм Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression —
впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в
живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в
последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве
Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Конструктивизм Конструктивизм - в области музыки Конструктивизм
находит выражение в комбинировании жестких, резко диссонирующих
созвучий, синкопированных, ломанных ритмических фигур. В музыке
Конструктивизма часто применяются джазовые звучания. Несмотря на
полемику, жарко разгоревшуюся вокруг этого направления, Конструктивизм,
как стиль, жив по сей день и пользуется заслуженным уважением. Экстремальное направление в искусстве XX века, получившее особенно
широкое развитие после Первой мировой войны. Конструктивизм отмечен
культом машины, обезличивает человека, умаляет либо вовсе отрицает
идейно-эмоциональное содержание искусства. В применении к музыке сводит
творчество к "строительству" звуковых форм, комбинированию различных
элементов музыкальной НеоклассицизмНеоклассицизм - течение в музыкальном творчестве 20 в., стремящееся возродить художественные образы, формы и стилистические приемы музыки классического периода, к которой в данном случае относят различные музыкальные школы 18 в. и более ранних веков. По своему идейно-художественному содержанию проявления Неоклассицизма неодинаковы в творчестве разных композиторов. Неоклассицизм, как и Конструктивизм, получает бурное развитие в 20 -м веке. Неоклассицизм в музыке был тенденцией двадцатого века, особенно актуальной в период между этими двумя мировыми войнами, во время которых композиторы стремились возвратиться к эстетическим предписаниям, связанным с широко определенным понятием "классицизма", а именно, заказать, балансировать, ясность, экономика, и эмоциональная сдержанность. Также, неоклассицизм был реакцией против несдержанного эмоционализма и чувствовал бесформенность последнего романтизма, так же как "призыв к порядку" после экспериментального фермента первых двух десятилетий двадцатого века. Неоклассический импульс нашел свое выражение в таких особенностях как использование вниз чистивших выступающих сил, акцента на ритм и на контрапунктовую структуру, обновленный или расширил тональную гармонию, и концентрацию на абсолютной музыке в противоположность музыке программы Romantic. В форме и тематической технике, неоклассическая музыка часто черпала вдохновение в музыке 18-ого столетия, хотя вдохновляющий канон принадлежал так часто барочным и еще более ранним периодам относительно Классического периода по этой причине, музыку, которая тянет вдохновение определенно из Барокко, иногда называют нео причудливой. У неоклассицизма было две отличных национальных линии развития, французский язык (происхождение влияния Эрика Сати, и представлял Игорем Стравинским), и немецкий язык (происхождение "Нового Объективизма" Ферруччо Бузони, и представлял Паулем Хиндемитом.) Неоклассицизм был эстетической тенденцией, а не организованным движением; даже много композиторов не обычно мысль как "neoclassicists" поглощали элементы стиля.
Модернизм Музыка в период 1910 - 1960 гг.ХХ век - время, когда технологии
изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также
претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие
музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы
их выражения.Одной из значительных фигур, изменивших музыку в первой половине столетия, был Арнольд Шёнберг
- австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед.
Возглавляемая им группа музыкантов решила, что тональная музыка
(логическое построение соразмерных аккордов) исчерпала себя, и они
предложили так называемую атональную музыку и 12-тоновой систему
композиции (известную как "додекафония" или "серийная техника"). Такая музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, не все композиторы восприняли их идеи. Музыка 20-го векаМузыка 20-го века - общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 в.в., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства. Эти течения включают в себя также Экспрессионизм, Конструктивизм, Неоклассицизм, а также Додекафонию, электронную музыку и т.п. Музыка 20-го века в целом - образ собирательны Далее var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } |
ПоискАрхив записей |